Электронный банк данных
"Эффективные практики деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по оказанию помощи
семье и детям"

Семейный клуб для родителей детей-инвалидов «От ограниченных возможностей - к возможностям без границ»

Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика

6. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема, на решение которой направлена социальная практика

Психолого-педагогические проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Целевые группы семей с детьми – объекты применения

  1. - Семьи с детьми-инвалидами

Цели применения социальной практики

Повышение качества жизни ребенка-инвалида посредством обучения родителей разнообразным технологиям, направленным на воспитание, обучение, развитие независимости и подготовку к интеграции в социум.
Создание банка данных успешных технологий для применения волонтерскими организациями и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2018 годы.
Закон «Об образовании в Кемеровской области», редакция от 03 июля 2013 г. №86-ОЗ.


Алгоритм действий

Описание последовательности действий

Проект условно включает три этапа.
Первый этап:
- проведение семинара для обучения волонтеров и подбора педагогов, которые будут проводить занятия в клубе с детьми;
- приглашение семей, воспитывающих детей данной категории, работа со СМИ;
- формирование дидактического фонда для проведения занятий, подбор игрового кабинета и игровых комнат.
Второй этап:
- организация детских объединений: театральная студия, музыкальная студия, студии изобразительного и прикладного творчества, кабинет здоровья, клуб веселого фитнеса и других;
- проведение экскурсий по городу, походов выходного дня на природу с организацией семейных мини-соревнований с простейшими заданиями;
- проведение для родителей семинаров-тренингов, консультаций специалистов образования, здравоохранения, социальной защиты.
Третий этап:
-создание банка данных по передаче опыта между волонтерскими отрядами разных территорий и областей.


Ресурсы

Информационно-методические

Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лекотека» для детей с особенностями развития.

Материальные

Помещения: 4 учебных кабинета (площадь каждого 10 кв.м.), зал для проведения встреч клуба и праздников (40 кв.м.). Мебель (столы и стулья) для детей-инвалидов (8 комплектов). Игрушки, развивающие материалы, расходные материалы для проведения занятий, бытовая химия для обработки игрушек и оборудования (около 100 тыс. руб. в год).

Организационные и управленческие

Некоммерческая организация (волонтеры около 10 человек), педагоги - не менее 4 человек (педагог-психолог, логопед и др.). Бизнес-партнеры (предоставление оборудования и расходных материалов).

Кадровые

Педагог-психолог, педагог-дефектолог, педагоги дошкольного образования с высшим профессиональным образованием. Волонтеры.

Временные

1 год

Информационно-коммуникационные

Очные встречи и занятия, информационные рассылки родителям, индивидуальные консультации.

Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки

Субсидия на реализацию проекта от Министерства экономического развития РФ. Финансовая поддержка компании «ЕВРАЗ».


Результаты

Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.

308

Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.

235

Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики

235

Качественные результаты

Создан семейный клуб, членами которого стали более 100 семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Собрана команда волонтеров, обладающих опытом работы с детьми с ОВЗ. Налажена система занятий для родителей и детей, семейных праздников, встреч членов клуба, совместных экскурсий и др. Собрана база игрушек, развивающих пособий «Лекотека». Родители научились пользоваться развивающими игрушками, берут их домой для занятий. 5 детей после прохождения программы смогли пойти в общеобразовательную школу, ушли с домашнего обучения. Практические все дети стали более социально адаптированы, открыты к общению.


Методы контроля и оценки результатов

Методы контроля и оценки результатов реализации

Входной, промежуточный и итоговый контроль компетенций детей с ОВЗ. Наблюдение за поведением родителей. Визуальное наблюдение.

Показатели качества и результативности

Показатели сформированности компетенций у детей, показатели посещаемости занятий, встреч, мероприятий семьями.


Опыт

Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?

проведение обучающих семинаров

консультирование по применению социальной практики

обмен опытом работы

Ключевые слова

дети-инвалиды, семейный клуб, родители детей-инвалидов, поддержка


География

Федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Регион

Кемеровская область

Населенный пункт

Новокузнецк