Оказание помощи семьям беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми (проект «Вектор»)
Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика
9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
Проблема, на решение которой направлена социальная практика
Адаптация семей мигрантов к новым для них условиям жизни, обретению новых социальных связей, преодоление неблагоприятных последствий стрессовой ситуации, в которой оказались беженцы и вынужденные переселенцы.
Целевые группы семей с детьми – объекты применения
- - Семьи беженцев и вынужденных переселенцев
Цели применения социальной практики
Преодоление посттравматических состояний у несовершеннолетних детей, приехавших из стран ближнего зарубежья, и их семей и содействие социальной адаптации к новым условиям жизни в городе Череповце.
Задачи:
- содействие в развитии у семей способности самостоятельно справляться со своими функциями по воспитанию и развитию детей за счет собственных материальных, психологических и других ресурсов;
- помощь в преодолении социальной изоляции у семей с несовершеннолетними детьми, приехавших из стран ближнего зарубежья, и формирование позитивной идентичности и толерантности с учетом культурных, возрастных и индивидуальных особенностей детей-мигрантов;
- повышение уровня информированности по правовым и социально-педагогическим вопросам целевой группы;
- способствование формированию толерантного отношения к детям-мигрантам в обществе.
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики
Международные документы:
1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.
2. Конвенция о правах ребенка, ратифицирована 1990 г.
Федеральные документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 25.06.2012).
7. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10.01.03).
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Указы и распоряжения Президента РФ:
1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Региональные документы:
1. Закон Вологодской области от 16.03.2015 № 3602–03 «Об охране материнства, отцовства и детства в Вологодской области».
2. Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области на 2012-2017 г.г.
Нормативные акты г. Череповца.
Устав Благотворительного фонда «Дорога к дому».
Алгоритм действий
Описание последовательности действий
Этап № 1
ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Существует несколько путей выхода на целевую группу: из Комитета социальной защиты населения города; из Межрайонного отдела управления федеральной миграционной службы России по Вологодской области в городе Череповце; из учреждений медицинской помощи; из общеобразовательных школ; из детских садов; прямое обращение граждан, получивших временное убежище, или их родственников в проект. Все поступающие сигналы фиксируются и заносятся в «Журнал регистрации обращений». При получении информации о таких семьях специалист проекта осуществляет обследование условий жизни детей в семье. В ходе первичного знакомства и обследования проводится оценка безопасности нахождения ребенка в семье, оценка риска жестокого обращения с ним.
Этап № 2
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКРЫТИИ СЛУЧАЯ
По результатам проведенного обследования условий жизни ребенка и его семьи, проведенной оценки безопасности и риска жестокого обращения в семье, о наличии признаков кризисной ситуации в семье Консилиумом принимается решение о проведении с ребенком и его семьей реабилитационной работы. Назначается куратор, который осуществляет сопровождение семьи в период нахождения её в проекте.
Этап № 3
ДИАГНОСТИКА И СОСТАВЛЕНИЕ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПЛАНА ДЛЯ СЕМЬИ
Проводится углубленная оценка, которая включает методики «Экокарта или карта социальной сети», «Семейная генограмма», «16 факторная оценка семейной ситуации» и другие, которые заполняются куратором совместно с семьей. Совместно с семьей составленный реабилитационный план представляется и утверждается на Консилиуме, назначаются ответственные специалисты, распределяются функции между специалистами проекта, а также определяются сроки выполнения каждого из мероприятий.
Этап № 4
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Осуществление реабилитационного плана семьи заключается в выполнении задач и мероприятий, предусмотренных этим планом.
Одним из этапов реализации реабилитационного плана является оказание непосредственных мероприятий для семьи.
Социально-правовое сопровождение осуществляет юрист в форме индивидуальных консультаций.
Психологическая помощь заключается в проведении терапии для клиентов, переживших посттравматический синдром (ПТРС), в организации информационных встреч, индивидуальных и групповых консультаций для родителей, в проведении диагностических обследований детей, подростков и их родителей, а также в реализации коррекционно-развивающих занятий с детьми (в виде тренингов и групп поддержки).
Семейный клуб «Мы такие разные» предполагает проведение групповых встреч с участием специалистов в условиях специально организованной реабилитационной среды общения и работает по нескольким направлениям: свободное общение семей друг с другом и детей с родителями; семейные занятия, организация совместной деятельности детей и родителей. Встречи организуются с периодичностью 1 раз в неделю.
Организация летней развивающей площадки «Радуга» - это попытка создать свободную для общения и познания воспитательную среду, которая позволяет детям и подросткам содержательно и интересно проводить свободное время. Каждый день имеет свое тематическое направление: «День сказки», «День природы», «День города», «День веселых испытаний» и др. Все мероприятия на площадке сопровождаются элементами психолого-педагогической работы, таким образом, достигается реабилитационная направленность воспитательного процесса.
Этап № 5
ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ
Постоянную оценку динамики случая куратор проводит в ходе своей повседневной работы, отслеживая выполнение задач и мероприятий реабилитационного плана.
Наглядная демонстрация клиенту динамики совместной работы – решенных задач, сделанных шагов, преодоленных проблем – повышает уверенность семьи в собственных силах и в своей способности справляться с трудностями, дает положительный опыт сотрудничества со специалистами и способствует лучшему пониманию собственных целей, желаний и мотивов. Постоянное внимание к достигнутым успехам, пусть даже небольшим, укрепляет контакт семьи со специалистами проекта, повышает доверие и поддерживает мотивацию к сотрудничеству.
Этап № 6
ЗАКРЫТИЕ СЛУЧАЯ
Критерием успешности ведения случая является достижение наилучшей из возможных жизненной ситуации и качества жизни клиента. Случай закрывается, когда решаются поставленные задачи и достигается цель работы.
Ресурсы
Информационно-методические
Методическое сопровождение деятельности по услуге предполагает:
- организацию обучающих мероприятий с привлечением преподавателей из высших учебных заведений страны; практикующих специалистов; методистов ресурсно-методического центра БФ «Дорога к дому»;
- проведение мониторинга по выявлению трудностей специалистов;
- проведение различных видов супервизий, в т.ч. личных;
- предоставление методического материала по сопровождению клиентов данной категории;
- групповое и индивидуальное консультирование специалистов, оказывающих услугу;
- создание условий для передачи и обмена опытом работы;
- проведение рабочих, творческих групп.
Материальные
Проект реализуется на базе БУ ВО «Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», поэтому имеется хорошее материально-техническое обеспечение деятельности по услуге, которое включает:
- кабинеты специалистов, оснащенные оборудованием и материалами для проведения занятий, диагностики, оформления документации, компьютерной техникой;
- специально оборудованная комната психологической разгрузки, оснащенная мягким покрытием, пуфиками и подушечками, сухим бассейном с шариками, приборами, создающими рассеянный свет, библиотекой релаксационной музыки, оборудованием со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорными панелями для рук и ног, массажными мячиками, мобайлами (подвешенными подвижными конструкциями);
- игровая комната, оснащенная играми и игрушками для детей от 1 года до 10 лет;
- столы для рисования песком.
Организационные и управленческие
Социальная практика «Оказание помощи семьям беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми» реализуется при организационном и управленческом руководстве БФ «Дорога к дому».
Реализация практики предполагает публичное обсуждение стартовых и итоговых показателей, миссии и целесообразности практики с участием представителей администрации города, заинтересованных ведомств и управлений, общественности и СМИ.
Партнерами при оказании услуги являются управление образования мэрии города Череповца, образовательные учреждения, БУ ВО «Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», УФМС.
Кадровые
Для обеспечения услуги необходимый минимальный штат сотрудников включает 7 человек: 1 руководитель, 2-3 куратора, 1 психолог, 1 юрист, 1 организатор клубной работы, Каждый специалист имеет опыт социальной проектной работы.
Общие требования к профессиональной компетентности специалистов следующие:
- наличие высшего образования по специальности, опыт работы в социальном проекте не менее 1 года;
- регулярное обучение, повышение квалификации, участие в тренингах, семинарах и супервизиях.
Временные
Полный цикл реализации практики включает от 6 месяцев до 1 года.
Информационно-коммуникационные
Основной канал информирования осуществляется через управление образования, БУ ВО «Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Постоянно информация размещена на сайте БФ «Дорога к дому», в информационных буклетах, листовках.
В качестве средств информирования выступают встречи с педагогами и родителями, информационные листы (флайеры), информационные плакаты, сообщения в местных СМИ, информация на сайте организации и в социальных сетях, рассылка информации по профессиональным сетям и в социальных сетях (VK – группы).
Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки
Социальная практика финансово поддержана Благотворительным фондом «Дорога к дому» компании «Северсталь», одобрена властью города, обеспечена информационной поддержкой в городских СМИ (газеты, телевидение).
Результаты
Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.
141
Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.
85
Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики
79
Качественные результаты
Развитие у семей способности самостоятельно справляться со своими функциями по воспитанию и развитию детей за счет собственных материальных, психологических и других ресурсов. Повышение уровня информированности по правовым и социально-педагогическим вопросам целевой группы. Формирование толерантного отношения к детям-мигрантам в обществе.
Методы контроля и оценки результатов
Методы контроля и оценки результатов реализации
Экспертная, индикаторная и эмпирическая оценки
Показатели качества и результативности
В ходе оценивания результативности работы по проекту определяются:
Показатели влияния на ситуацию в городе:
1.Количество детей, в отношении которых снят риск социального сиротства.
2.Количество несовершеннолетних, у которых снижен риск правонарушений (в т.ч. повторных).
Показатели качественных изменений у клиентов:
3.Количество семей, у которых повысился уровень удовлетворенности базовых потребностей детей.
4.Количество семей, у которых улучшилось материально-экономическое положение.
5.Количество детей, у которых произошли позитивные личностно-значимые и социально-значимые изменения.
6.Количество родителей, у которых произошли позитивные личностно-значимые и социально-значимые изменения.
7.Количество семей, в которых улучшились детско-родительские отношения.
Опыт
Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?
проведение обучающих семинаров
проведение стажировок
консультирование по применению социальной практики
методические материалы по социальной практике
обмен опытом работы
сотрудничество
Ключевые слова
Оказание помощи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, несовершеннолетние дети
География
Федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Регион
Вологодская область
Населенный пункт
г. Череповец