Электронный банк данных
"Эффективные практики деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по оказанию помощи
семье и детям"

Профилактика социального сиротства

Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика

9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.

Проблема, на решение которой направлена социальная практика

Проблемы, связанные с преодолением семьей кризисной или иной трудной жизненной ситуации с целью создания для ребенка/детей условий для безопасной жизнедеятельности и полноценного развития.

Целевые группы семей с детьми – объекты применения

  1. - Семьи, где родители не исполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей
  2. - Семьи (одинокие матери), принимающие решение об отказе от новорожденного ребенка
  3. - Семьи с детьми, где постоянно происходят конфликтные ситуации между членами семьи, в том числе, между детьми и родителями
  4. - Семьи с детьми, в которых имеют место случаи домашнего насилия
  5. - Семьи с детьми, где допускается жестокое обращение с детьми
  6. - Семьи с детьми, в которые возвращаются родители (один из родителей) из мест лишения свободы
  7. - Семьи с детьми, где дети находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию

Цели применения социальной практики

Цель проекта - оказание комплексной помощи детям группы риска социального сиротства и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, связанной с риском социального сиротства.

Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики

1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Законодательство Российской Федерации и Мурманской области.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
4.Методические рекомендации международной организации «Детские Деревни SOS».
5. Нормативные акты учредителя – Межрегиональной благотворительной общественной организации Российский комитет «Детские деревни – SOS» в области защиты детей.
6. Устав ЧУСО ЦРСФУД.
7. Комплекс мер по профилактике социального сиротства на 2016-2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства Мурманской области от 07 июля 2016 года № 180-РП.


Алгоритм действий

Описание последовательности действий

Для получения комплекса услуг проекта семья должна быть принята на сопровождение, процесс которого начинается с момента подписания договора между родителями (законными представителями), воспитывающими детей, и Центром.
Основным подходом к оказанию услуг путем их организации и координации является кейс-менеджмент. Кейс-менеджмент - процесс, в котором объединяется оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям здоровья клиента, осуществляемый посредством общения и поиска доступных ресурсов для достижения качественных и рентабельных результатов.
С целью наиболее эффективной организации процесса сопровождения за каждой семьей закрепляется ведущий специалист (кейс-менеджер) и оформляется кейс (личное дело), которому присваивается порядковый номер.
Сопровождение состоит из следующих этапов:
1. Прием в программу.
На данном этапе проводится первичный анализ семейной ситуации, включающий оценку уровня риска социального сиротства по социально–экономическим, социокультурным, медицинским и психосоциальным показателям.
2. Глубинная оценка ситуации семьи (ГОСС).
В этот период проводится глубинный анализ семейной ситуации, имеющий своей целью изучение всех сфер жизнедеятельности ребенка/семьи для определения потребностей ребенка/детей и имеющихся ресурсов родителей и социального окружения. По результатам глубинной оценки определяются уровни риска (высокий, средний, низкий) социального сиротства, что является базовой информацией для разработки плана развития семьи.
3. Планирование развития семьи.
На этом этапе ведущим кейс-менеджером определяются ключевые задачи по работе с семьей и совместно и/или по согласованию с членами семьи разрабатывается план мероприятий, способствующих снижению уровня риска социального сиротства и выходу семьи из трудной жизненной ситуации.
4. Реализация Плана развития семьи (ПРС) и достижение целей.
5. Оценка динамики развития семьи осуществляется каждые 6 месяцев и проводится с целью оценки эффективности процесса сопровождения.
6. Закрытие случая.
Это этап завершения (прекращения) активного взаимодействия специалистов проекта с семьей, который может осуществляться по взаимному согласию сторон, по инициативе специалистов проекта, по инициативе семьи. Также специалисты могут перенаправить семью в иное учреждение, если семья нуждается в услугах, которые специалистами проекта не предоставляются, или если перенаправление в другую организацию будет наиболее эффективным способом решения кризисной ситуации семьи.
На этом этапе одним из важных моментов является получение от бенефициаров обратной связи об удовлетворенности количеством и качеством услуг, полученных в проекте.
По завершении процесса комплексного сопровождения семья в дальнейшем своем жизнеустройстве опирается на собственные ресурсы, опыт и практику использования государственной поддержки и помощи общественных и негосударственных организаций, которые приобрели в период пребывания в проекте.


Ресурсы

Информационно-методические

Методические рекомендации по поддержке основных стандартов «Основной подход в работе с биологическими семьями в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, Балтии» (февраль 2012 г.);
«Руководство по процедурам управления случаем (кейс-менеджмента) в рамках проектов укрепления семьи» международной организации "Детские деревни SOS".

Материальные

Финансовые средства (зарплата сотрудников и привлеченных специалистов, содержание приюта).
Материальные средства: офисные и транспортные расходы, оборудование (компьютеры, принтеры), расходные материалы: канцелярские товары.

Организационные и управленческие

Учредитель - Российский комитет "Детские деревни- SOS"
Советники программ
Программный директор
Директор учреждения
Координаторы проектов

Кадровые

Координаторы проектов, специалисты по социальной работе, психологи, дежурные по приюту.

Временные

до 4 лет

Информационно-коммуникационные

www.sos-dd.ru
группы "вКонтакте" https://vk.com/proektysmur https://vk.com/togetherwithmother
сайт «Дети.Мурман.ru»

Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки

Учредитель - Российский комитет «Детские деревни- SOS».
Министерство социального развития Мурманской области (возмещение затрат).
Гранты от фондов: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Общероссийское общественное движение «Гражданское достоинство», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.


Результаты

Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.

2015 год - 322 ребенка из 177 семей в ТЖС; 2016 год- 275 детей из 148 семей в ТЖС.

Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.

99% обратившихся семей получили поддержку организации: 2015 год - 176 семей (321 ребенок), 2016 год - 148 семей (275 детей).

Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики

Позитивные изменения в результате полученной помощи произошли в 86% случаев: 2015 год - 135 семей (243 ребенка); 2016 год- 144 семьи (271 ребенок).

Качественные результаты

Выход из кризисной ситуации; снижение уровня риска социального сиротства; приобретение навыков эффективного преодоления жизненных трудностей; повышение уровня родительских компетенций; повышение навыков формирования личностной сети социальных контактов; повышение уровня правовых знаний в области социальной поддержки семьи и детства в РФ.


Методы контроля и оценки результатов

Методы контроля и оценки результатов реализации

Для получения данных об успешности бенефициаров проекта укрепления семьи «Вместе с мамой», в отношении которых сопровождение завершено, специалистами проекта спустя некоторое время проводится систематический сбор информации об уровне адаптации семьи в макро- и микросоциуме и уровне реализации прав ребенка/детей на воспитание и развитие в условиях, безопасных для личности, в соответствии с индивидуальными потребностями. Самооценка проекта- ежеквартальная. Аудит проекта -советником Российского комитета «Детские деревни- SOS» один раз в 3 года.

Показатели качества и результативности

Качественные показатели - преодоление семьей кризисной ситуации и достижение самодостаточности.
Количественные показатели - ежегодно не менее 80% семей, завершивших сопровождение в проекте, вышли из проекта по достижению самодостаточности.


Опыт

Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?

проведение обучающих семинаров

проведение стажировок

консультирование по применению социальной практики

методические материалы по социальной практике

образовательные программы для специалистов

проведение обучающих семинаров

обмен опытом работы

сотрудничество

Ключевые слова

Детские Деревни SOS, проект укрепления семьи «Вместе с мамой»


География

Федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Регион

Мурманская область

Населенный пункт

г. Мурманск, г. Кола, Кольский р-н, г. Кандалакаша, Кандалакшский район, ЗАТО Александровск, Ловозерский р-н, п. Ревда и др.