Содействие социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов и интернатов
Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика
10. Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема, на решение которой направлена социальная практика
Проблемы социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые группы семей с детьми – объекты применения
- - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Цели применения социальной практики
Содействие социальной интеграции воспитанников и выпускников детских домов и интернатов:
- формирование у воспитанников и выпускников детских домов и интернатов личностных качеств и навыков, значимых для полноценной социальной адаптации, построения гармоничных межличностных и семейных отношений;
- создание системы взаимоподдержки выпускников детских домов и интернатов;
- создание системы наставничества и консультативно-информационной поддержки воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, молодых семей воспитанников и выпускников детских домов и интернатов.
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 г. № 134-ЗСО «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в Саратовской области».
Закон Саратовской области от 02 августа 2012 г. № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».
Алгоритм действий
Описание последовательности действий
1. Формирование групп участников проекта из числа воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
2. Формирование групп участников проекта – будущих добровольцев и наставников, в том числе из числа молодых людей, ранее имевших статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Проведение интерактивных психолого-педагогических мероприятий, знакомящих участников с содержанием проекта (проведение Молодежных форумов).
4. Проведение психолого-педагогической работы с воспитанниками и выпускниками интернатных учреждений в рамках программы «Тропинками любви». Программа включает в себя 3 блока, которые отражают основные сферы социально-психологической адаптации личности:
- блок «Вселенная моего Я», который обращается к сфере отношения личности к себе; его цель: развитие у ребят способности к самоосознанию, повышение самопринятия, уверенности в себе;
- блок «Я и Другие», посвященный сфере отношений с широким социальным окружением; данный раздел программы направлен на повышение социальной компетентности, расширение навыков конструктивного межличностного взаимодействия, уверенного поведения в сложных социальных ситуациях;
- блок «Ты и Я», обращающийся к сфере интимно-личностных отношений, его цель - развитие способности к построению близких и доверительных отношений, подготовка молодых людей к семейной жизни, профилактика насилия в близких отношениях.
5. Реализация программы подготовки добровольцев к наставнической работе.
6. Проведение совместных занятий выпускников, воспитанников интернатных учреждений и наставников.
7. Профессиональное сопровождение наставнической поддержки воспитанников, выпускников интернатных учреждений.
Ресурсы
Информационно-методические
Сборник методических материалов по психолого-педагогической работе с воспитанниками и выпускниками интернатных учреждений «Тропинками любви» (подготовлен в рамках реализации проекта).
Материальные
Помещения для проведения интерактивных психолого-педагогических мероприятий.
Расходные материалы для проведения занятий с участниками целевой группы проекта.
Организационные и управленческие
Проект реализуется Саратовской региональной общественной организацией помощи детям «Где ты, мама?» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области. В его осуществлении принимают участие учреждения социальной помощи семье и детям области (ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г.Саратова», ГБУ СО «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям «Семья», ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Волжанка») и Саратовское областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России».
Кадровые
Психологи, социальные педагоги
Временные
18 месяцев
Информационно-коммуникационные
1) Интернет-ресурс на сайте www.gdetimama.ru, который позволяет выпускникам оперативно получать информацию психологической, юридической направленности.
2) В социальной сети Вконтакте создана закрытая группа «Наставничество» https://vk.com/nastavniksar, в которую входят наставники, воспитанники и выпускники. В группе публикуются отчеты о мероприятиях, ведутся беседы и обсуждения.
Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки
Ведомства и учреждения, оказывающие информационную, профессиональную поддержку в реализации мероприятий проекта:
- аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области;
- Министерство социального развития Саратовской области;
- ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова»;
- ГБУ СО «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям «Семья»;
- ГБУ СО «СРЦ «Волжанка» г. Вольска;
Министерство образования Саратовской области;
- структурное подразделение «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» государственного казенного образовательного учреждения Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Саратовское областное отделение Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России».
Результаты
Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.
50 воспитанников и выпускников интернатных учреждений
Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.
50
Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики
50
Качественные результаты
1.Расширение круга общения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование круга поддерживающих социальных контактов. 2. Повышение уровня социальной компетентности (представители целевой группы проекта приобрели навыки планирования бюджета, повысили уровень информированности о помогающих учреждениях, в которые можно обратиться в случае возникновения сложной жизненной ситуации, об учреждениях профессионального образования, порядке поступления в учреждения). 3. Улучшение показателей социально-психологического благополучия, формирование качеств и навыков, значимых для успешной социальной адаптации (снижение уровня межличностной тревожности (80% участников), повышение межличностной компетентности (90% участников), улучшение показателей отношения к себе, повышение уровня самопринятия (75% участников), повышение уровня рефлексии (80% участников), дезактуализация защитных моделей самопрезентации (90% участников). 4. Позитивные изменения, касающиеся способности видения жизненной перспективы, представления образа желаемого будущего (50% участников).
Методы контроля и оценки результатов
Методы контроля и оценки результатов реализации
В рамках проведения мониторинга изменений значимых психологических показателей участников целевой группы проекта (воспитанники и выпускники интернатных учреждений) использовались: - психодиагностические методики, направленные на диагностику значимых показателей социально-психологического здоровья участников (тест-опросник уверенности в себе, тест социального интеллекта Гилфорда (адаптация Е.С.Михайловой), проективные методики; - анализ выполнения участниками тестовых индивидуальных и групповых коррекционно-диагностических тренинговых упражнений; - наблюдение за поведением участников в тренинговой группе; - анализ анкет обратной связи участников; - анализ отзывов, данных саморефлексии участников в рамках проведения занятий.
Показатели качества и результативности
Мониторинг проводится по следующим показателям:
- динамика психологических характеристик участников целевой группы, значимых для социальной адаптации;
- динамика числа участников целевой группы (числа людей, обучающихся по программам психологических тренингов, и числа тех, у кого появляются волонтеры-наставники);
- динамика числа волонтеров, принимающих участие в проекте;
- повышение компетентности волонтеров проекта по социальной поддержке целевой группы (фиксируется тестами).
Опыт
Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?
обмен опытом работы
Ключевые слова
социальная адаптация, воспитанники и выпускники детских домов и интернатов, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, наставничество
География
Федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Регион
Саратовская область
Населенный пункт
Г. Саратов, г. Вольск, г. Красноармейск