Электронный банк данных
"Эффективные практики деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по оказанию помощи
семье и детям"

Центр социальной помощи для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика

9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.

Проблема, на решение которой направлена социальная практика

Комплекс проблем женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
- трудное финансовое положение (воспитывая в одиночку маленького ребенка, сложно найти работу)
- тяжелое психо-эмоциональное состояние (часто - это результат семейного насилия)
- нежелание работать, привычка вести разгульный образ жизни, нежелание учиться, безответственность по отношению к ребенку.

Целевые группы семей с детьми – объекты применения

  1. - Семьи с детьми, где оба родителя или единственный родитель не имеет работы
  2. - Малообеспеченные и бедные семьи с детьми
  3. - Семьи беженцев и вынужденных переселенцев
  4. - Семьи с детьми, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
  5. - Семьи с детьми, где постоянно происходят конфликтные ситуации между членами семьи, в том числе, между детьми и родителями
  6. - Семьи с детьми, в которых имеют место случаи домашнего насилия
  7. - Семьи с детьми, где допускается жестокое обращение с детьми
  8. - Женщины в состоянии репродуктивного выбора

Цели применения социальной практики

Оказание помощи семьям для:
- предотвращения отказа от ребенка, изъятия ребенка из семьи, жестокого обращения в семье с ребенком;
- социализации семьи, создания условий для ее экономически независимости;
- решения правовых и психологических проблем женщин с детьми.

Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики

Федеральный закон от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Семейный кодекс РФ.
Муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Иркутска на 2013 - 2017 годы».
План мероприятий по реализации муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Иркутска на 2013-2019 годы» на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов.


Алгоритм действий

Описание последовательности действий

Благотворительный Фонд «Оберег» реализует проект в следующей последовательности:
1. Первичная консультация.
Женщина с ребенком, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, получает консультацию об услугах, оказываемых в БФ «Оберег», а также о регламенте проживания в фонде.
2. Выбор услуги: это может быть либо проживание в фонде совместно с ребенком (детьми), либо возможность посещения ребенком социальной группы полного дня для детей из неполных семей (если ребенок не оформлен в муниципальный сад, а у мамы нет возможности платить за частный). В обоих случаях мама обязана в ближайшее время начать решать свои проблемы: восстанавливать документы, и пр., что и оговаривается на первичной консультации.
3. Составление плана индивидуальной работы с семьей. В плане описываются проблемы, которые существуют у мамы, и намечаются пути их решения. Например, в плане может быть обозначено, что в течение месяца женщина должна встать в очередь на получение квартиры, и прописаны шаги, которые она должна предпринять, чтобы выполнить эту задачу.
4. Выполнение общих задач. Вне зависимости от индивидуальных мероприятий, прописанных в плане, каждая женщина посещает групповые занятия, а также выполняет рекомендации психолога в отношении развития детей.
Также в БФ «Оберег» сформированы подходы, которые способствуют социально-трудовой и социально-бытовой реабилитации семьи:
- женщина самостоятельно занимается решением своих проблем (несмотря на то, что каждая мама комплексно сопровождается, она сама получает все справки и записывается на приемы, сама организовывает детей в детский сад или школу, сама ищет работу).
5. Проведение контрольных групповых встреч по реализации плана мероприятий (ежемесячное общее планирование, на котором каждая проживающая отчитывается за выполнение плана перед другими проживающими и специалистами).


Ресурсы

Информационно-методические

Практика разрабатывалась в течение 12 лет.

Материальные

1) Помещение:
Двухэтажное здание с цокольным этажом, 1033 кв., в здании:
17 комнат для проживания, в каждой из которых может одновременно проживать от 3 до 5 человек.
2 комнаты используются для организации социальной группы полного дня для детей.
1 комната - общая столовая (используется как кабинет для проведения мероприятий).
1 комната - кабинет психолога.
1 комната - учебный класс.
1 комната - административный кабинет (руководитель фонда, специалисты по социальной работе).
1 комната - швейная мастерская.
1 комната - столярная мастерская.
2 комнаты (по 8 спальных мест в каждой) - для лиц БОМЖ, а также необходимые складские помещения.
4 комнаты - санитарные помещения.
Итого: в описанном здании единовременно могут получать комплексную социальную помощь 100 человек.
В комнатах для проживания имеется необходимая мебель, холодильники (иногда - по 1 холодильнику на 2 семьи).
В среднем в месяц на содержание расходуется:
- помещения - 150 000 рублей;
- штата сотрудников из 6 человек - 150 00 рублей;
- социальной группы полного дня - 50 000 рублей.

Организационные и управленческие

1. Кадровый состав.
2. Волонтеры.
3. Партнеры (спонсоры, благотворители).
4. КДН и ЗП, ПДН (сотрудничество в части информирования женщин с детьми, нуждающихся в помощи, уведомление с нашей стороны КДН и ЗП о случаях, требующих их вмешательства).
5. Представители государственных организаций (ведомств и организаций министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, городская администрация и т.п.), с которыми происходит взаимодействие по различным вопросам.

Кадровые

1. Руководитель организации.
2. Специалист по социальной работе (руководитель социально-реабилитационных программ).
3. Специалист по социальной работе (менеджер по развитию).
4. Психолог.
5. Юрист.
6. Бухгалтер.

Временные

Срок не ограничен. Женщина пользуется услугами столько, сколько необходимо.

Информационно-коммуникационные

1.Взаимодействие с новостными порталами города (ирк.ру, я.иду, виаком, ирксиб и другими).
2.Наполнение новостного раздела на сайте организации.
3.Вдение страницы в социальных сетях (фэйсбук, вконтакте).
4. Взаимодействие с пресс-службами органов власти, телевидением, а также с городскими и областными газетами.
5.Оформление информационного стенда в фонде.

Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки

1. Личные средства учредителя БФ «Оберег» А.В. Соболева.
2. Передача здания в безвозмездное пользование (2016 г.).
3. Поддержка в виде грантов (конкурс президентских грантов 2016 года, региональный конкурс при Министерстве соц.развития, опеки и попечительства Иркутской области «Губернское собрание Иркутской области» (трижды поддержаны), поддержка со стороны меценатов на Ярмарке общественных инициатив 2016 года, поддержка со стороны Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2014 г.).


Результаты

Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.

В среднем 212 человек (100 семей) в год

Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.

В среднем 106 человек (50 семей) в каждом году

Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики

В среднем 106 человек (50 семей) в каждом году

Качественные результаты

Ребенок остается в семье, семья становится экономически независимой, мама решает свои проблемы (восстанавливает документы, получает пособия), мама становится ответственной и позитивной по отношению к своему ребенку (детям).


Методы контроля и оценки результатов

Методы контроля и оценки результатов реализации

Внутренний контроль: оценка количественных, качественных показателей в отношении случаев успешного завершения работы с семьей, количества волонтеров, количества и качества проведенных мероприятий, количества материалов в СМИ.

Показатели качества и результативности

Количество случаев предотвращения отказов от детей, а также предотвращения случаев лишений родительских прав.


Опыт

Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?

проведение обучающих семинаров

консультирование по применению социальной практики

обмен опытом работы

сотрудничество

Ключевые слова

социальное сиротство, профилактика, сопровождение, патронаж, помощь


География

Федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Регион

Иркутская область

Населенный пункт

Иркутск