Семья для каждого ребенка
Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика
10. Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема, на решение которой направлена социальная практика
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в семьи.
Целевые группы семей с детьми – объекты применения
- - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- - Семьи с детьми-инвалидами
Цели применения социальной практики
1. Формирование общественного мнения о приоритетном праве ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье.
2. Подготовка замещающих родителей к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
3. Создание системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья-воспитанников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающую семью.
4. Организация сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через создание консультационного поля.
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Семейный Кодекс РФ.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без поᴨечения родителей».
Федеральный Закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об оᴨеке и поᴨечительстве».
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Закон Пермской области от 5 июня 1997 г. № 771-112 «О приемной семье».
Закон Пермской области от 7 августа 1997 г. № 813-120 «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области».
Закон Пермской области от 9 сентября 1996 г. № 78 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».
Постановление Правительства Пермского края от 20 февраля 2016 г. № 68-п «Об утверждении Концепции семейной политики в Пермском крае на период до 2025 года и плана мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
Алгоритм действий
Описание последовательности действий
Данная практика включает в себя ряд услуг:
1. Социальная услуга по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья к переходу в замещающую семью «Обеспечение готовности к жизни в замещающей семье».
Услуга направлена на:
• определение условий, необходимых для успешного устройства ребенка в замещающую семью;
• формирование у ребенка психологической готовности к жизни в семейных условиях;
• знакомство ребенка с членами семьи и семейным укладом и традициями, получение семьей реалистичных представлений о ребенке.
Услуга включает в себя:
- сбор и анализ информации о ребенке (состояние здоровья ребенка, история жизни его и его семьи, индивидуальные психологические особенности, проблемы личностного развития);
- подготовку ребенка к устройству в замещающую семью – поэтапная психологическая диагностика, психологическая работа по отреагированию травматического опыта, коррекционно-развивающие занятия (по развитию речи, коммуникативных навыков, познавательных процессов, развитию эмоционально-волевой сферы и навыков саморегуляции, формированию адекватной самооценки, представлений об окружающем мире, по формированию «образа семьи» – представлений о семейных отношениях и ролях);
- сопровождение ребенка при устройстве в замещающую семью (организация заочного знакомства с семьей, помощь в установлении и поддержке общения детей и будущих родителей, временное помещение в семью);
- сопровождение ребенка на первом этапе жизни в замещающей семье (помощь в совладании со стрессом адаптации, преодолении неадекватных моделей поведения ребенка, выстраивании принимающих отношений в семье).
2. Социальная услуга по подготовке родителей к приему на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, включая диагностику «Пропедевтическая подготовка замещающих родителей для повышения воспитательного потенциала замещающих семей, принявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья».
Обучение проводится очень детально, исходя из ранее выявленных проблем, возникающих в замещающих семьях, индивидуализированно, что позволяет повысить уровень профессиональной подготовки кандидатов и провести более качественный отбор для устройства в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Социальная услуга по сопровождению замещающих семей, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Профессиональное сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» включает в себя:
- профессиональное психологическое сопровождение замещающих родителей;
- профессиональное психологическое сопровождение ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью;
- юридическое сопровождение замещающих семей;
- социальное сопровождение (курирование замещающих семей).
Ресурсы
Информационно-методические
Буклет «Памятка для усыновителей» с информацией по правильному подходу к детям, решению их проблем.
Сборник для специалистов «Методические рекомендации для специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в сфере семейного устройства», в котором представлены программы подготовки кандидатов и их дальнейшее сопровождение.
Материальные
Диагностический инструментарий.
Кабинет БОС.
Сенсорная комната.
Организационные и управленческие
Оперативное управление процессом применения технологии и координацию мероприятий осуществляет руководитель проекта.
Контроль исполнения мероприятий в рамках внедрения технологии, целевого и эффективного использования средств бюджета и иных источников осуществляется главным бухгалтером.
Оценка эффективности определяется мониторингом, который также контролируется руководителем проекта.
Кадровые
Психологи (не менее -3-х), имеющие опыт работы в семейном консультировании.
Временные
Не менее 3х месяцев.
Информационно-коммуникационные
Интернет-сайт www.detfond.perm.ru
Демонстрация социального видеоролика в целя формирования общественного мнения о приоритетности права ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье.
Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки
Софинансирование Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Результаты
Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.
60 кандидатов в замещающие родители
Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.
60
Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики
56
Качественные результаты
1. Влияние на формирование общественного мнения о приоритетности права ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье. 2. Разработана «Комплексная программа подготовки замещающих родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья к созданию замещающей семьи». 3. 50 специалистов пилотных площадок прошли двухэтапное обучение по программе «Подготовка к проживанию в замещающих семьях воспитанников муниципальных центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и их будущих родителей. Предупреждение возвратов детей из замещающих семей». 4. За время реализации проекта 56 граждан, из 60-ти прошедших обучение, оформили пакет документов и приняли в свою семью на воспитание ребенка с ОВЗ. 5. 56 кандидатов в приемные родители (из базы обученных по стандартной программе) прошли обучение по специальной адаптированной программе «Пропедевтическая подготовка замещающих родителей для повышения воспитательного потенциала замещающих семей, принявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». 6. 57 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья обрели семью. 7. 56 семей получают постоянное сопровождение; 8. Курсы повышения квалификации прошли 15 специалистов, работающих в сфере семейного устройства.
Методы контроля и оценки результатов
Методы контроля и оценки результатов реализации
Ежеквартальный мониторинг показателей: - количество замещающих семей, готовых принять на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья; - качество оказания услуг сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - формирование и развитие единого образовательного, информационно-методического, информационно-коммуникационного пространства в сфере организации защиты права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье.
Показатели качества и результативности
Сформированность общественного мнение о приоритетности права ребенка-сироты с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье.
Количество подготовленных кандидатов к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья подготовленных для передачи в замещающую семью.
Количество замещающих семей, получающих сопровождение.
Количество проведенных консультаций и супервизий для специалистов.
Опыт
Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?
проведение обучающих семинаров
проведение стажировок
консультирование по применению социальной практики
обмен опытом работы
сотрудничество
Ключевые слова
семья, ребенок с ОВЗ, замещающие родители
География
Федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Регион
Пермский край
Населенный пункт
г. Пермь, 24 города и 33 района Пермского края