Технология наставничества для детей-сирот
Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика
10. Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема, на решение которой направлена социальная практика
Проблемы социализации детей-сирот, выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые группы семей с детьми – объекты применения
- - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Цели применения социальной практики
Социализация и социально-педагогическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Семейный Кодекс РФ.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Закон Пермской области от 7 августа 1997 г. № 813-120 «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области».
Закон Пермской области от 9 сентября 1996 г. № 78 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».
Постановление Правительства Пермского края от 20 февраля 2016 г. № 68-п «Об утверждении Концепции семейной политики в Пермском крае на период до 2025 года и плана мероприятий на период до 2018 года по реализации в Пермском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
Трехсторонние соглашения между СО НКО, организациями для детей-сирот (законными представителями), наставниками.
Алгоритм действий
Описание последовательности действий
Основные мероприятия:
1. Отбор и обучение волонтеров.
2. Подготовка детей к участию в программе.
3. Подбор пары «наставник-ребенок».
4. Психологическое сопровождение участников программы.
Общение и взаимодействие в паре «наставник - ребенок» осуществляется на регулярной основе (не реже одного раза в неделю) в течение минимум одного года. По окончании этого периода официальные отношения могут быть завершены или продолжены по обоюдному согласию сторон.
Для реализации основных мероприятий необходимо провести рекрутинг и отбор волонтеров, в ходе которого проводится диагностика, сбор документов и рекомендательных писем.
Обучающие тренинги включают блоки:
- Работа с детьми выявление потребностей (работа с воспитателями или с родителями).
- Сопровождение (целеполагание, супервизии).
- Совместные мероприятия для детей и наставников.
- Отдельные мероприятия для волонтеров (профилактика выгорания, тематические мероприятия).
Этапы подготовки волонтеров:
1. Интервью.
2. Прохождение психодиагностики.
3. Сбор рекомендательных писем, справок об отсутствии судимости и психическом здоровье, результатов медицинских анализов.
4. Прохождение тренинговых занятий (15 часов).
5. Принятие решения о допуске волонтера к участию в программе.
(Примерное время прохождения всех этапов подготовки - 1-2 месяца).
Ресурсы
Информационно-методические
Программа тренингов для наставников.
Материальные
Диагностический инструментарий.
Сенсорная комната.
Организационные и управленческие
Оперативное управление процессом применения технологии и координацию мероприятий осуществляет руководитель проекта.
Оценка эффективности определяется мониторингом, который также контролируется руководителей проекта.
Кадровые
Психологи - не менее 2х, организующие обучение по программе наставничества.
Временные
Не менее 1 года.
Информационно-коммуникационные
Интернет-сайт www.detfond.perm.ru
Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки
Нет
Результаты
Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.
30 детей
Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.
Создано 30 пар наставник – воспитанник.
Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики
30
Качественные результаты
1. Выстроены доверительные взаимоотношения наставников с подопечными. 2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, получили навыки общения со взрослыми, здорового образа жизни, организации здорового досуга, хозяйственно-бытовой деятельности. 3. Дети получили помощь и содействие в профориентации и трудоустройстве.
Методы контроля и оценки результатов
Методы контроля и оценки результатов реализации
Мониторинг изменений психологического состояния детей, оставшихся без попечения родителей, развития навыков общения и самостоятельной жизни. Оценка уровня подготовки волонтеров.
Показатели качества и результативности
Регулярность встреч наставников с подопечными (не реже раза в неделю).
Долгосрочность наставничества.
Личные успехи воспитанника (подопечного).
Опыт
Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?
методические материалы по социальной практике
Ключевые слова
наставничество, наставник, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, волонтер
География
Федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Регион
Пермский край
Населенный пункт
г. Пермь, 24 города и 33 района Пермского края