Профилактика противоправного поведения и повторной преступности на основе восстановительного подхода
Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика
8. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Проблема, на решение которой направлена социальная практика
Необходимость содействия в организации и методического сопровождения служб школьной медиации, созданных в образовательных учреждениях, обучения навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтёров учащихся образовательных учреждений.
Целевые группы семей с детьми – объекты применения
- - Семьи с детьми, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
- - Семьи с детьми, где постоянно происходят конфликтные ситуации между членами семьи, в том числе, между детьми и родителями
- - Семьи с детьми, в которых ребенком (детьми) совершено правонарушение
Цели применения социальной практики
Цель - распространение примирительных практик на территории муниципального района, проведение посреднических программ с участниками конфликтных и криминальных ситуаций на основе соблюдения принципов восстановительного правосудия.
Задачи:
1. Проведение посреднических программ (медиаций, кругов заботы, школьных и семейных конференций) с несовершеннолетними правонарушителями, их родителями, проживающих на территории района.
2. Содействие в организации и методическое сопровождение служб школьной медиации, созданных в образовательных учреждениях на территории района.
3. Обучение навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтёров образовательных учреждений района.
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики
Конвенция о правах ребенка.
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Указ Губернатора Пермского края от 24 мая 2013 г. № 60 «Об утверждении региональной стратегии в интересах детей в Пермском крае на 2013–2017 годы».
Соглашение о взаимодействии краевой КДН и ЗП с ГУФСИН по Пермскому краю от 23 июня 2008 г. № 29-05-06/52.
Постановление краевой КДН и ЗП от 30 сентября 2008 № 4/2, утверждающее Порядок взаимодействия на территории Пермского края КДН и ЗП, ПДН ОВД, ЦЗН, учреждений закрытого типа, Пермской воспитательной колонии, учреждений социального обслуживания семьи и детей с осуждёнными несовершеннолетними.
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Пермского края и Пермским краевым судом от 30 мая 2013№ 1.
Распоряжение Председателя Правительства Пермского края от 18 октября 2010 г. № 130-рпп «О Координационном Совете по созданию и развитию системы ювенальной юстиции в Пермском крае».
Постановление краевой КДН и ЗП от 22 марта 2011 № 1/3 (с изм. от 25.10.2011 № 3/4), утверждающее Порядок межведомственного взаимодействия системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий.
Постановления глав администраций муниципальных районов, городских округов по внедрению восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики правонарушений в муниципальных образованиях Пермского края.
Алгоритм действий
Описание последовательности действий
1.Проведение медиации по конфликтным и криминальным делам из КДН и ЗП, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.
1.1 Заявка на данную услугу принимается в письменной (через заявку) и/или устной форме непосредственно при очном обращении к руководителю муниципальной службы медиации. Письменная заявка оформляется от КДН и ЗП, суда, ОДН УВД, образовательного учреждения. При поступлении заявки от граждан достаточно устного обращения. Все обращения фиксируются в журнале регистрации заявок.
1.2. После регистрации заявки руководитель службы собирает предварительную информацию по ситуации.
1.3. После сбора информации руководитель службы в ходе совместного обсуждения с ведущими посреднических программ определяет вид услуги, уточняет ее содержание, назначает ответственных за исполнение услуги.
1.4. Руководитель службы фиксирует этапы проведения программы, сроки исполнения, ответственных за исполнение в журнале регистрации заявок.
1.5. Ведущий посреднических программ осуществляет выбор типа программы и проводит программу в зависимости от специфики ситуации.
1.6. Исполнение заявки по разрешению конфликтных и противоправных ситуаций со всеми участниками программы основано на принципе добровольности и может быть прекращено или исполнено не в полном объеме по желанию участника программы. Информация личного характера, ставшая известной членам службы при оказании услуг несовершеннолетним, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.
1.7. После проведения программы ведущий посреднических программ заполняет учетную карточку.
1.8. В том случае если заявка поступила из КДН и ЗП, ведущий программ пишет отчет с рекомендациями по организации реабилитационной работы с подростком и направляет в КДН и ЗП.
1.9. Руководитель службы по результатам проведения посреднических программ заполняет мониторинг и отправляет его в КДН и ЗП 1 раз в квартал.
2. Подготовка руководителя (куратора) и актива службы школьной медиации.
2.1. Содержание услуги по подготовке руководителя и актива службы школьной медиации предварительно разрабатывается специалистами муниципальной службы медиации и согласуется со специалистом Управления образования, курирующим службы школьной медиации.
2.2. Мероприятия по подготовке службы школьной медиации осуществляются в соответствии с совместным планом муниципальной службы медиации и Управления образования и фиксируются в договоре между организацией, на базе которой создана муниципальная служба медиации, и Управлением образования.
2.3. Мероприятия по подготовке служб школьной медиации проводятся по авторским и/или авторизованным программам обучения.
2.4. После прохождения обучения ведущие службы школьной медиации проводят посреднические программы по не менее 3 случаям.
2.5. Супервизия программ по 3 случаям с ведущими службы школьной медиации проводится методистом муниципальной службы медиации.
3. Методическое сопровождение деятельности служб школьной медиации.
3.1. Содержание услуги по методическому сопровождению деятельности служб школьной медиации предварительно разрабатывается специалистами муниципальной службы медиации и согласуется со специалистом Управления образования, курирующим службы школьной медиации.
3.2. Мероприятия по подготовке служб школьной медиации осуществляются в соответствии с совместным планом муниципальной службы медиации и Управления образования и фиксируются в договоре между организацией, на базе которой создана муниципальная служба медиации, и Управлением образования.
Ресурсы
Информационно-методические
Тематическая методическая литература, программы обучения команды службы школьной медиации.
Материальные
Кабинет, соответствующий требованиям, учитывающим специфику работы: имеет защищенность от посторонних источников шума, защиту от вторжения.
Организационные и управленческие
Внешний контроль количества и качества услуги осуществляют службы методического сопровождения внедрения медиации в Пермском крае, уполномоченные Министерством социального развития Пермского края на основании экспертизы деятельности муниципальной службы медиации; данных мониторинга эффективности, внешней супервизии.
Внутренний контроль количества и качества услуги осуществляется в соответствии с разработанной системой контроля в организации за деятельностью муниципальной службы медиации, внутренней супервизии после оказания услуги.
Ответственность за своевременность и качество ведения документации службы несет руководитель муниципальной службы медиации.
Кадровые
Руководитель службы, методист, ведущий примирительных программ.
Временные
До получения положительного результата от 3 дней до 3х месяцев
Информационно-коммуникационные
Взаимодействие осуществляется с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, судом, образовательными учреждениями, гражданами.
Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки
Нет
Результаты
Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.
75 подростков
Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.
75 подростков
Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики
47 подростков
Качественные результаты
Прямые результаты: 1. положительная динамика, достигнутая в ходе реализации технологии; 2. отсутствие повторных конфликтов, правонарушений, преступлений несовершеннолетних после проведения программ примирения в полном объеме; 3. удовлетворенность потребителей качеством услуги. Косвенные результаты: Распространение примирительных практик на территории муниципального района, а также проведение посреднических программ с участниками конфликтных и криминальных ситуаций на основе соблюдения принципов восстановительного правосудия, - как следствие - снижение повторных правонарушений и преступлений.
Методы контроля и оценки результатов
Методы контроля и оценки результатов реализации
Учет количества проеденных примирительных встреч и количества встреч, завершившихся примирением сторон. Учет количества обученных несовершеннолетних и педагогов. Мониторинг уровня правонарушений несовершеннолетних в районе.
Показатели качества и результативности
- отсутствие повторных конфликтов, правонарушений;
- количество проведенных встреч;
- количество встреч с примирением сторон;
- количество обученных несовершеннолетних и педагогов;
- снижение уровня правонарушений и преступлений в муниципальном районе
Опыт
Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?
консультирование по применению социальной практики
Ключевые слова
муниципальная служба примирения, восстановительные технологии
География
Федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Регион
Пермский край
Населенный пункт
Все муниципальные образования Пермского края