Профилактика конфликтного и противоправного поведения в рамках деятельности школьной службы примирения (ШСП)
Приоритетное направление деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, к которому отнесена социальная практика
8. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Проблема, на решение которой направлена социальная практика
Возникновение разнообразных и разнонаправленных конфликтов в школьной среде.
Необходимость применения ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса в условиях существования конфликтной ситуации в организации образования.
Целевые группы семей с детьми – объекты применения
- - Семьи с детьми, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
- - Семьи с детьми, где постоянно происходят конфликтные ситуации между членами семьи, в том числе, между детьми и родителями
- - Семьи с детьми, в которых имеют место случаи домашнего насилия
- - Семьи с детьми, где допускается жестокое обращение с детьми
- - Семьи с детьми, в которых ребенком (детьми) совершено правонарушение
- - Семьи, где родители не исполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей
- - Семьи с детьми, где родителями совершаются антиобщественные действия, дети вовлекаются в совершение правонарушений
Цели применения социальной практики
1.Формирование благополучного, гуманного и безопасного образовательного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
2. Обеспечение гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической работы с детьми.
Нормативные документы, обеспечивающие правовую основу для применения социальной практики
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-54/07вн от 18 ноября 2013 г. «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
Закон Пермской области от 09 сентября 1996 г. № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».
Закон Пермской области от 05 сентября 2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Постановления глав администраций муниципальных районов городских округов по внедрению восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики правонарушений в муниципальных образованиях Пермского края, реализации межведомственного взаимодействия в реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Алгоритм действий
Описание последовательности действий
Деятельность службы школьной медиации измеряется в услугах, оказанных субъектам образовательного пространства.
Услуга службы школьной медиации – это программа или комплекс программ, направленных на разрешение конфликтных и противоправных ситуаций с участием несовершеннолетних и формирование конструктивных межличностных отношений субъектов образовательного процесса на основе восстановительного подхода.
Услуга направлена на оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в ситуации конфликта или противоправной ситуации; испытывающим трудности в выстраивании конструктивной коммуникации со сверстниками, родителями и педагогами образовательной организации. Услуга оказывается как взрослыми членами службы, так и обучающимися по принципу «равные – равным».
Конечная цель оказания услуги: формирование безопасного образовательного пространства для обучающихся, педагогов и родителей образовательной организации.
Услуга оказывается по мере поступления заявки от заказчиков, однако отдельные виды услуг могут реализовываться в плановом порядке.
Длительность услуги варьируется в зависимости от длительности программы.
Услуга службы школьной медиации реализуется бесплатно для получателя.
Работа проводится по следующему плану:
1. Работа с первичными документами (изучение материалов, регистрация заявки, прояснение ситуации), сбор информации.
2. Информирование учащегося и его законных представителей о встрече (мотивация на работу).
3. Предварительная встреча с несовершеннолетним (обидчиком) и его законным представителем. Информирование учащегося и его законных представителей о примирительной встрече (мотивация на работу).
4. Предварительная встреча с несовершеннолетним («жертвой») и его законным представителем.
5. Организация и проведение примирительной встречи.
6. Документальное оформление исполнения услуги, заполнение карточки ВП
7. Отчет по итогам проведения ВП в суд или КДНиЗП (по необходимости), супервизия случая.
Ресурсы
Информационно-методические
Тематическая методическая литература, программы обучения команды службы школьной медиации.
Материальные
Кабинет для встреч команды школьной службы медиации один раз в неделю на два академических часа.
Комната, оборудованная для проведения тренингов, оборудованная компьютером, принтером, копировальным аппаратом.
Организационные и управленческие
Оперативное управление процессом применения технологии и координацию мероприятий осуществляет руководитель проекта.
Контроль исполнения мероприятий в рамках внедрения технологии, целевого и эффективного использования финансовых средств осуществляется главным бухгалтером.
Кадровые
Психологи - не менее 2-х, обученных данной технологии, не менее 3х несовершеннолетних - юных модераторов, прошедших обучение.
Временные
До получения положительного результата от 3 дней до 3х месяцев
Информационно-коммуникационные
Работа проводится внутри образовательной организации.
Наличие и формы государственной и спонсорской поддержки
Нет
Результаты
Количество семей (детей), обратившихся в организацию для получения поддержки в период 2015-2016 гг.
75 подростков
Количество семей (детей), получивших поддержку в организации с использованием данной социальной практики, в период 2015-2016 гг.
75 подростков
Количество семей (детей), в положении которых произошли позитивные изменения в результате полученной в этот период помощи с применением данной социальной практики
47 подростков
Качественные результаты
Непосредственные результаты оказания услуги: • осознание личной ответственности сторон в конфликтной ситуации; • исполнение «обидчиком» восстановительных действий по заглаживанию нанесенного вреда пострадавшему. Отсроченные социально-значимые результаты оказания услуги: • снижение количества нарушений прав несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации; • снижения уровня правонарушений несовершеннолетними.
Методы контроля и оценки результатов
Методы контроля и оценки результатов реализации
Учет количества проеденных примирительных встреч и количества встреч, завершившихся примирением сторон.
Показатели качества и результативности
• положительная динамика, достигнутая в ходе реализации услуги;
• отсутствие повторных конфликтов и нарушений прав несовершеннолетних после проведения программ примирения в полном объеме.
Опыт
Что Вы можете предложить для СО НКО – партнеров?
консультирование по применению социальной практики
Ключевые слова
школьная служба примирения, медиация, восстановительное правосудие
География
Федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Регион
Пермский край
Населенный пункт
город Пермь